Мои католики
Сначала хотела написать, как я переехала во Францию, нахохлившаяся, готовая держать оборону и рассекать волны католичества этаким мятежным и гордым Варягом. Но передумала.
Моя жизнь проходит в окружении католиков: вялотекущих и страстных, местных аристократов и беженцев, скаутов и добровольцев Службы спасения. Большинство из них не сможет сказать, чем католичество отличается от православия, тянутся к нам, как доверчивые дети. Пускают православных служить Литургии в своих храмах, плачут, когда поет хор наших семинаристов, и открывают нам свои святыни.
На днях ко мне приезжала на экскурсию группа католических священников. Все бы ничего, но из России. В ожидании встречи я умирала от любопытства. Воображение рисовало прозелитов с неистребимым акцентом или русских мальчиков, сокрушенных церковными старушками и нано-пылью.
Они стояли на площади перед шартрским собором, щурясь от яркого солнца, смешливые, уставшие после вознесенской мессы на французском. Мечтали о чашечке кофе перед автобусом, который повезет их в Париж. Они были красивы, реально красивы. Нет, не смазливые юноши. Мужчины с чистыми добрыми лицами, ясными внимательными глазами и открытыми улыбками. Католических священников в них выдавал только воротничок-стойка под светской одеждой. В очередной раз мне стало жаль, что в католичестве целибат. Шутка.
Только один из них говорил с легким акцентом. Это был архиепископ, по внешности которого тоже было не заподозрить высший церковный чин. Как выяснилось позже, очень интересная личность. Итальянец по происхождению, владыка Павел Пецци в России не залетная птица. В 2011 году он получил российское гражданство. Я думаю, все в курсе, что гражданство России сродни покорению Эвереста группой заводчиков джунгарских хомячков. Вчера он написал мне письмо благодарности за прекрасную экскурсию по шартрскому собору.
Все это я к чему? Я не экуменист. Я была и остаюсь православной. Но как же важно за богословскими спорами видеть человека. Не делать выводы о конфессии на основании того, кто предпочитает какую бороду. Не делать выводы о человеке по тому, как он перекрестился. Идти своей дорогой, понимать, куда, зачем и почему ты ее выбрал, но почаще поднимать глаза от пыльной брусчатки. Говорить и слушать. Любить.
Вчера я нашла видео, которое меня тронуло и взволновало - о ежегодном трехдневном католическом паломничестве из Парижа в Шартр. Помимо того, что я таю от нежности при виде шпилей шартрского собора среди пшеничных полей и таких родных розово-бежевых домов под коричневой черепицей, я вглядываюсь в лица людей. Если вас смущают флаги, хоругви и кресты, смотрите на руки, их несущие, ноги в стоптанных кроссовках, глаза и улыбки.
Неважно, кто вы: атеист или агностик, православный или католик, правый или левый. Смотрите. Приезжайте. Приходите в Шартр.